Язык жестов в индийском танце

Как освоить жесты индийского классического танца. Что такое винийога. Где узнать и как запомнить значения хаст.

Сначала развеем главный миф.

Классический индийский танец — это не искусство сурдоперевода! Танцовщица не должна «переводить» на язык жестов рук и пальцев («хаст») текст песни. Предполагается, что зритель не глухой и текст песни слышит. Вводимые танцовщицей жесты призваны перекликаться с текстом песни, художественно и эмоционально их подчеркивая.

Если шлоки, пушпанджали еще исполняются на санскрите, то многие другие танцевальные номера — на языке индийского штата. И зрителям в Индии текст понятен. Да, увы, он непонятен нам, и это создает проблемы для популяризации классического индийского танца в России.

Что такое хаста?

Наверное, большинство знают, но на всякий случай, кратко укажу. Хаста — это каноническая позиция рук и пальцев, имеющая название на санскрите. Переводится как «печать», что связано с древней историей использования хаст. Жрецы практиковали складывание хаст в конце молитвы, чтобы «запечатать» всё благое, созданное в процессе религиозного ритуала. Так как одним из основных понятий индуизма является сохранение чистоты. Как бы в сосуде. «Печать» — защищает сосуд, сохраняя содержимое. Позиции ног описаны в отдельной статье.

Как одна и та же хаста имеет разные значения?

У каждой хасты много значений. И это не значит, что танцовщица может выставить просто руку в нужном соединении пальцев лицом к зрителю, и он сам додумает, что именно сейчас она значит, выбирая среди разных значений.

Чтобы использовать конкретное значение хасты, нужно её правильно использовать. Например, в поднятом над головой положении эта хаста будет значить одно, в вытянутом вперед — другое, а вместе с другой хастой левой руки — третье. И так далее.

Как узнать и изучить эти варианты?

Для этого существует такое упражнение как «винийога хаст» (hasta viniyoga). Так как её часто делают с вокалом и под инструментальное сопровождение, то неискушенному зрителю может показаться, что это такой танец. Но это не так. Вини йога хаст — это пропевание (или проговаривание) всех значений данной хасты. То есть танцовщица показывает хасту в положении, соответствующем, например, понятию «лес» и поет «лес» и так далее. Порядок и комплект пропеваемых слов традиционен и не меняется. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В этой статье есть видео, и Вы на их примере можете сразу понять, как это выглядит.

Гениальное изобретение индийцев!

Как запомнить цепочку слов, никак не связанных ни логически, ни ритмически? Задача трудная. Вы в школе учили иностранный алфавит? Сейчас сможете воспроизвести? Наверняка, захочется пропеть, а не просто сказать, да? Вы потому и запомнили его, потому что пели в классе. Распевки запоминаются на года и усваиваются быстро. Разучивая и исполняя винийогу, пойте ОБЯЗАТЕЛЬНО. Даже если Вам медведь на ухо наступил и ещё потом не раз по нему прошелся. Вам не придется исполнять винийогу на сцене. Это — не концертный номер. Если Вы будете петь — то легко и навсегда запомните значения. Если не запоёте — намучаетесь учить, да ещё и забудете её быстро. Пропетая винийога «застревает» в памяти. На своих занятиях в Диваданс убеждаюсь в этом регулярно. Даже если вы не сможете через год её вспомнить и пропеть, значение тех или иных положений останутся у Вас в памяти, станут Вашим танцевальным словарем и будут легко всплывать в памяти, когда вам понадобится воплотить то или иное слово в танце.

Варианты исполнения винийоги.

Некоторые винийогу просто проговаривают — кто-то медленно, кто-то быстро. Но чаще пропевают — мы уже разобрали, почему эффективнее петь.

Насчет мотива тоже могут быть варианты: некоторые поют все винийоги на один мотив. И даже могут пропеть всё по всем хастам подряд. Другие стараются внести разнообразие в мелодию. Поэтому, встретив вини йогу одной и той же хасты с разной мелодией распевки, не делайте скоропалительных выводов, что одна из них «неправильная».
В разных школах одного и того же стиля некоторые жесты могут варьироваться. В одной школе покажут так, а в другой — немного по-другому. Отличия небольшие и логику не нарушают, но они всё-таки есть и к ним нужно быть готовым. Посмотрите разные винийоги. Их много на ютьюбе.

В разных стилях индийского классического танца винийоги отличаются уже сильнее. Да, например, «молния» и в катхаке, и в бхаратанатьям показывается очень похоже, даже одинаково, а другие понятия уже различаются. Я даже не рекомендую брать винийоги родственных стилей. В кучипуди и бхаратанатьям винийоги отличаются существенно.

На каком языке петь?

Написана винийога на санскрите. Поют её часто на санскрите даже те, кто на этом языке ни слова не знают. Когда на санскрите винийогу поет индийская танцовщица, которая знает много поэм на санскрите наизусть и обладает понятиями этого языка, это одно дело. А когда на санскрите пытаемся её выучить мы — то получается почти бесполезное действие.

Какой смысл петь и учить её на санскрите, если это не поэма, не шлока или какой-либо вообще танец, который может исполняться на сцене и имеющий поэтическое содержание. Нельзя назвать литературным произведением текст: «павлин, лиана, птица, тошнота, расчесывать, ставить тилаку. » и т. п. Винийога — это цепочка значений, которую нужно запомнить и связать с тем или иным положением конкретной индийской хасты. Потому и петь её надо на своем языке — тогда Вы можете всегда вспомнить, как сложить пальцы и руки, чтобы воплотить нужное понятие на сцене.

Не путайте винийогу той или иной хасты с винийогами всех хаст вместе.

Удачи и успехов вам в освоении индийского классического танца!

Источник

Танец и язык жестов

Внимание Индии поглощено временем; внимание Запада – пространством. Музыка и танец – это временное искусство для Индии. Для Запада – это искусство пространственное.
Для Индии танец – это нечто возвышенное. Считается, что в своей высшей форме танец сочетается с космическим ритмом. Исполнитель пребывает в блаженстве. Великий суфийский поэт-мистик Руми сказал, что танец – это «кратчайший путь к Богу.»

Шива является покровителем музыки и танца. Он обучил музыке Нараду, небесного посланника, и танцу Бхарату, автора Натьяшастры, трактата по драматическому искусству.
У древних греков, подобно индийцам, существовала драматическая форма, объединенная с музыкой и танцем. В греческих постановках история рассказывалась хором, в индийских же повествование велось в виде песни. Видушака (ведущий, за неимением лучшего способа представления) объяснял тонкости.

Жесты являются одной из старейших форм передачи мысли. В человеке заложена сильная склонность к подражанию. И многие из этих систем языка жестов являются общими для человечества. Но танцевальные жесты могут означать множество понятий. Поэтому пение приобрело такое важное значение. Вачика (словесная) абхинайя дополняет ангика абхинайя (язык тела и жестов). И, не будем забывать, добавляет изящества и красоты искусству танца. Как под слова подбираются соответствующие мудры (жесты)? Считается, что слова свойственны рукам. Это выражает основополагающий принцип языка, основанного на естественных и выразительных движениях, говорит Ананда Кумарасвами, авторитетный специалист по индийскому искусству.

Существует три формы танца: Тандава (мужская, энергичная), Ласья (женская, мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Тандава (космический танец) исполняется Шивой, а Ласья – его супругой Парвати. Шива добавил танец в Натью, чтобы наделить ее «блеском и красотой», сделать милой сердцам людей.

Существует чистый танец без абхинайи, а также танец с элементами драмы. Чистый танец развился из 108 идеальных поз, на которых основана техника движений, называемых карана. Каждая карана состоит из движений нескольких конечностей – другими словами, большей части тела. Сходным образом, комплексная система языковых знаков (жестов рук) образовалась из алфавита основных жестов рук (хаста), подобно тому, как развилась устная и письменная речь. Руки стали основным средством передачи мыслей. Они переводят слова в знаки. Прилагательные, существительные, глаголы, имена собственные, наречия, слова- связки, предлоги, абстрактные понятия – все это можно изобразить с помощью жестов и мимики.

Каждая школа танца (а в Индии существует шесть основных школ – Бхарат-Натьям, Катхакали, Манипури, Кучипуди, Одисси и Катхак) использует основые жесты. А каждый жест может выражать множество понятий – до 85, как жест патака (флаг). Поэтому возникла потребность в пении, которое бы поясняло повествование. В западной системе балета упор делается на широкие жесты рук и минимум выражений лица. В сущности лицо балетного исполнителя выражает мало эмоций. Индийский танцор, напротив, выражает лицом тысячи эмоций, быстро сменяющих друг друга. Балет – это скорее «спектакль», без сомнения, привлекательный. Аристотель сказал о драматических постановках, что их цель – очистить душу человека от сильных страстей. Этой цели невозможно достигнуть западным балетом или танцем.

Танец в Индии возник из ведических ритуальных танцев. В ритуале также были заложены элементы драматического представления.
Никакая другая танцевальная форма не уделяет столько внимания языку жестов, как индийская. Каждый жест продумывается до мельчайших подробностей.
С древнейших времен «язык рук» (акшара- муштика) был предметом серьезного изучения. Некоторые жесты стали универсальными. Например, жест, обозначающий «покровительство и защиту» (абхайя- мудра ). Подобным образом, сложенные вместе ладони (анджали), жест, которым индийцы приветствуют друг друга, напоминает им о божественной сущности человека. (Кстати, сложенными вместе ладонями, поднятыми над головой, приветствуют богов, сложенными перед лицом приветствуют своего гуру (учителя), а сложенными у груди – брахмана или уважаемого человека.)

Язык жестов
Существует три формы танца: Тандава (энергичная), Ласья (мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Известны 108 танцевальных поз, описанных в Натьяшастре, называемых карана.
“Натья” состоит из четырех элементов: Ангика (жесты и движения), Вачика (речь), Ахарья (костюм) и Сатвика (чувства и эстетическое представление).

Существует три формы Ангика: Сарира (тело), Мукхайя (лицо) и Каста (движения частей тела).
В танце используются шесть анга (основных частей тела): голова, руки, бедра, грудь, бока, стопы; шесть упанга (меньших частей тела) – глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок. Кроме того, в танце также используются шея, плечи, живот, ляжки, голени, колени.

Разделяют две формы хаста мудр (жестов руки): Асамьюта (жесты для одной руки) мудры (их всего 28), и Самьюта (жесты для обеих рук). Таких жестов всего 24. Для чистого танца используют 30 движений хаст.

Движения тела разделяются на четыре группы: караны, ангахары, речаки и пиндибандхи.
Существует четыре формы бханга (наклоны): бханга, самабханга, атибханга и трибханга. Первый означает спокойствие, второй – Будду, третий – Натараджу, а четвертый – Парвати.

Движения ног также бывают четырех видов: Мандала (круговые, 10 позиций), Утплавана (прыжки, пять типов), Бхрамари (кружения, семь типов) и Падачари (движения ног, семь типов), а также различают десять видов походки. Различают четыре цвета лица, обозначающие типы личности. Глаза: Бхарата отмечает 36 видов взглядов.

На этом я прощаюсь словом «пранам» – практически универсальным жестом.

Автор – опытный журналист и известный писатель. Данная статья является сокращенной версией статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в январе 1997 г.

Источник

Мудры (хасты) в индийском классическом танце


Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

«Язык» индийского танца

Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

Трактаты по драматическому искусству фиксируют

«ХАСТА» И «МУДРА»

24 ХАСТЫ, описанные в Натья Шастре (ведический трактат по драматическому искусству)
(правой и левой рукой, с названием на санскрите и переводом на русский язык)




Значения 24 хаст (принятые в традиции Катхакали), используются для изложения мифологических и сакральных сюжетов в танце

СИМВОЛИКА ЖЕСТА


Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

Божественные акты творения и славные деяния богов разыгрывались ведическими жрецами, принимавшими на себя роль богов, чтобы повторить на земле события, свершившиеся на небесах[1].

Индуистское мышление воспринимает Вселенную в виде многолепесткового Лотоса (Утпалла-падма), в центре каждого лепестка сидит божество. Говорится, что «Господь создал перед собой лотос; затем он сел на него и погрузился в размышления по поводу первоосновы». Богиня Лакшми воспевается в Ведах как «лотосорожденная» (падма-самбхава), «лотосоокая» (падмакши), «украшенная гирляндами из лотосов» (падма-малини), «та, которой мил лотос» (падма прийя). Лотос является также символом Богини Земли (Бху-деви).

Змея (Сарпа) символизирует космос, а также вечность. В древнем мифе рассказывается, что «Господь Ниранджана снял с себя свою священную золотую нить, разорвал ее и превратил в воды; и возник оттуда змей с тысячей голов. Ниранджана дал ему имя Васуки и предназначил ему нести на себе тяжесть всех трех миров». Отдыхающий Вишну спит на ложе из колец змея (Васуки), плавая в бескрайнем космическом океане. Океан также имеет мистический смысл, означая состояние ума.

Бессмертный Лебедь (Хамса) – это символ божественной природы Господа Брахмы и «пяти священных жизненно важных центров в человеке».

Морская раковина (санкха) считается обителью Нада Брахмы, предшествующего всему первозвука ОМ, первой манифестации Божественной Энергии в Космосе. В раковину трубят особым образом на всех храмовых церемониях.

Свастика – это священный круг удачи. В танце перекрещивающиеся конечности или кисти рук в области запястий называются свастика.

Согласно священным трактатам, каждое божество наделено своим особым атрибутом или оружием: Брахма – лотосом, Индра – молнией, Шива – лингамом (фаллическим столбом), быком или трезубцем, Шри Рама – луком и т.д. Изображение этих символов при помощи рук (мудра[2]) во время поклонения божествам призвано снискать особую милость и крайнее удовольствие последних.

Индуисты назвали формализованный и систематизированный язык жестов «божественно выразительным» при передаче состояний духа и соответствующих им богов. Некоторые из этих жестов, помимо их религиозной значимости и символизма, великолепно передают поистине нечеловеческие грациозность и нежность. Такие движения рук и «игра пальцев» получили от мудреца Сукхачарьи характерное название «дивья-крийя», или божественное действо, что принципиально отличает их от движений и жестов обыкновенных человеческих существ[3]. Танец индуизма, созданный богами – это мимика божественных деяний, где человеческое искусство является отражением внутренней божественности. Самовыражение, окрашенное индивидуальными импульсами и причудами, не имеет места в индуистском танце, искусство понимается как сознательная дисциплина ума и тела.

Жест – это душа индуистского танца – первое выражение идеи; а глаз – это показатель господствующего настроения, отраженного в выражении лица и ритмичных движениях тела. Экспрессивные жесты «раскрывают ритм духа в движениях живых существ».

Кисть руки – это центр выразительности жеста в индуистском танце. Показ ладони с различными положениями пальцев – это характеристика. Запястье – осевой центр для всех движений рук в любом направлении.

Согласно Натья Шастре, язык жестов основывается на 24 жестах, называемых Хаста (рука)[6]; а в соответствии с Абхинайя Дарпана, их общее число – 28. Жесты одной руки называются Асамьюта, а жесты двух рук – Самьюта. Каждый жест описан в текстах на санскрите, где даны названия каждого пальца и части руки, и указано, как пальцы должны распрямляться, раздвигаться, или сгибаться, чтобы получить нужное положение руки.

Словарь жестов индуистского танца обогатился благодаря знаниям и практике бесчисленных поколений, сохранивших это искусство вплоть до сегодняшнего дня.

Видео с выполнением мудр танца (иногда выполнение мудр танца называют «йогой пальцев»)

Асамьюта-Хасты (жесты одной руки)

Здесь есть также Самьюта-Хасты (движения двух рук)

А так это выглядит в самом танце

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector